Транспортная отрасль России адаптируется к новому образу жизни

Для решения проблем «узких мест» необходимо время и инвестиции для изменения логистики и поставок

Прошедший год принес новые экономические условия, однако российская транспортно-логистическая отрасль смогла к ним адаптироваться, считает Александр Морозов, управляющий директор уральской компании СДЭК, занимающейся международной логистикой и внешнеэкономической деятельностью.

По его словам, тенденция к контейнеризации сохраняется, хотя автомобильные перевозки, напротив, демонстрируют спад и переориентируются на внутренний рынок. Эта адаптация будет продолжаться, и формирование инфраструктуры и организационных решений сейчас является главным приоритетом развития российского логистического сектора.

Переориентация грузопотоков стала глобальным изменением и испытанием для отрасли. Значительная доля внешнеторгового оборота России приходится на Китай, куда экспортируются товары, ранее поставлявшиеся в Европу, и откуда в Россию импортируются заменители западных автомобилей, шины, масла, промышленное оборудование и запчасти к ним, а также химическое сырье, товары первой необходимости, одежда и обувь.

Кроме того, активно развиваются отношения с Турцией, Объединенными Арабскими Эмиратами, Вьетнамом, Индией и Ираном. «Наряду с Китаем, эти страны стали транспортным узлом для большинства международных грузов в Европу и США. Некоторые компании поддерживают торговлю с западными странами из-за потребности в уникальных товарах, но перспективы этого направления туманны и зависят от внешнеполитической ситуации», — пояснил Морозов.

На фоне увеличения объемов грузов из Юго-Восточной и Центральной Азии вырос спрос на перевозки между Россией и странами СНГ. По данным Уральского таможенного управления, объем торговли между Свердловской областью и соседними странами вырос на 10%, в то время как поставки в страны дальнего зарубежья сократились более чем на 13%.

Несмотря на масштабную реструктуризацию бизнес-процессов, перевозчики показали положительную динамику в 2022 году. Объем перевозок CDEK в прошлом году вырос на 10% по сравнению с 2021 годом. По словам Морозова, это произошло за счет увеличения количества перевозок внутри страны, в то время как объем международных грузов снизился почти на 80%. Для ПЭК объем грузоперевозок в Россию из стран СНГ и Центральной Азии вырос на 17%, а из Китая он продолжает стабильно увеличиваться на 4% каждый месяц.

Однако Вадим Филатов, заместитель директора МЭК, отмечает, что отрасль все еще нестабильна из-за санкций и переориентации грузопотоков, что вызвало перегруженность инфраструктуры и трудности с оплатой. Все это отразилось на сроках и стоимости логистики.

«Ставки на международные перевозки выросли на 5-80% в зависимости от вида транспорта и маршрута. Это связано с нехваткой пропускной способности в районах с растущим спросом. Так, год назад на маршруте Индия-Россия действовало пять-семь регулярных контейнерных сервисов, грузы доставлялись на судах вместимостью более 13 тыс. TEU. Сегодня количество рейсов сократилось примерно вдвое, а крупные контейнеровозы заменили фидерные суда вместимостью до 2,5 тыс. TEU», — сказал он.

За год тарифы на автомобильные грузоперевозки в России выросли на 5-12%. Это произошло из-за роста стоимости обслуживания техники и покупки автозапчастей, которые стало сложно поставлять в Россию из-за санкций и невозможности оплачивать валютные счета. Морозов говорит, что «дилеры, ссылаясь на санкции, отказываются обслуживать автомобили даже по контракту и гарантийным обязательствам. Международные перевозчики могут проходить техническое обслуживание за рубежом, но российские компании лишены такой возможности. В результате расходы на запчасти и ремонт приходится включать в тарифы.»

В 2022 году треть всех товаров была вывезена поездами из Свердловской области, а 70% — импортирована. В то же время набирают популярность контейнерные перевозки. Пока их доля в России составляет 2-3% против 40-60% на Западе. Но, по мнению Уральской логистической ассоциации (УЛА), этот способ доставки имеет большой потенциал: «Благодаря технологической эффективности, контейнерные перевозки не требуют доступа к грузу и его перегрузки с одного транспортного средства на другое, что значительно увеличивает скорость доставки.

Сейчас даже такие экзотические для контейнерных перевозок грузы, как удобрения и уголь, пытаются перевозить в контейнерах». С января по октябрь Свердловская железная дорога отправила 195,2 тыс. контейнеров TEU, что на 10,4% больше, чем за аналогичный период 2021 года. С начала 2023 года отправлено 36,2 тыс. контейнеров TEU, в которых перевезено 423,4 тыс. тонн грузов.

Однако растущие объемы грузоперевозок актуализировали проблемы низкой пропускной способности железных дорог, особенно в восточном направлении. «Здесь необходима модернизация и строительство вспомогательных линий. Работы уже ведутся, но начались они довольно поздно, поэтому завершение планируется на 2024-2026 годы».

По словам Сергея Мазуркевича, председателя комитета СОСПП по транспорту и логистике, дополнительные локомотивные бригады и технический персонал на проблемных участках также могут помочь снизить напряженность в цепочке поставок.