Содружество Независимых Государств, Евразийский экономический союз, Шанхайская организация сотрудничества и БРИКС обсуждают экономическое партнерство

Запад не был приглашен, поскольку на форуме подробно обсуждались возможные изменения в мировой экономической системе.

В Москве под эгидой Делового центра экономического сотрудничества СНГ и Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств прошел Международный форум «Диалог интеграций» между Содружеством Независимых Государств (СНГ), Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС), Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС) и БРИКС.

На форуме были определены основные направления сотрудничества между этими объединениями с целью взаимного сближения их экономической политики и, соответственно, межблокового взаимодействия. При дальнейшем развитии обозначенных направлений партнерства возможна, как отмечалось на форуме, подготовка пакета документов о всеобъемлющем экономическом партнерстве, объединяющем четыре объединения.

Среди участников форума были вице-премьеры стран Содружества, генеральный секретарь СНГ Сергей Лебедев, глава правления ЕАЭС Михаил Мясникович и генеральный секретарь ШОС Чжан Мин, которые высказали схожие оценки важности межблокового партнерства в современных условиях. Общий контекст этих мнений заключается в том, что нынешняя геополитическая ситуация, новые межгосударственные форматы и вызванные этим внешнеэкономические тенденции требуют более тесного взаимодействия между странами-членами и их объединениями, выступающими против санкций и, в целом, неоколониальной политики Запада.

В свою очередь, эффективность такого взаимодействия определяется готовностью этих стран и соответствующих блоков проводить согласованную финансово-экономическую политику и коллективно реагировать на внешние вызовы. Наиболее эффективный диалог интеграций возможен при условии заинтересованности объединений в создании интеграционной платформы, которая позволит сформировать принципиально новую мировую экономическую систему, основанную на политическом и экономическом равенстве государств и межгосударственных блоков.

Например, генеральный секретарь СНГ Лебедев в своем выступлении подчеркнул, что глобализация мировой экономики уже разрушена, и это сделали западные страны и их блоки, такие как ЕС. Он заявил, что на смену глобализации сейчас приходят крупные торговые объединения и соответствующие блоки, такие как ЕАЭС, БРИКС, региональные и межрегиональные зоны свободной торговли, включая МЕРКОСУР и Африканский союз.

В русле этой же тенденции, как отметил Лебедев и другие участники форума, идет формирование более масштабного торгово-экономического объединения Большой Евразии с учетом китайской инициативы «Пояс и путь». По словам Лебедева, заслуживает внимания и 30-летний опыт СНГ, где страны-участницы продолжают взаимное сотрудничество, учитывая позиции друг друга, и при необходимости идут на компромиссы, чтобы учесть, а не навязать.

Лебедев особо отметил, что именно из СНГ на постсоветском пространстве выросли Союзные государства России и Беларуси, на базе которых впоследствии был сформирован ЕАЭС. В свою очередь, Китай, Россия, Казахстан, Таджикистан и Кыргызстан первоначально организовали ШОС.

Процессу формирования партнерских экономических блоков предшествовали политические отношения между странами или растущая потребность в углублении экономических связей между ними. Это предопределило последующее внешнеполитическое межгосударственное партнерство.

Глава Наблюдательного совета ЕЭК (ЕАЭС) Михаил Мясникович остановился на интеграционных тенденциях в ЕАЭС. Он подчеркнул, что в нынешних условиях требуется наращивание инвестиционного сотрудничества в ЕАЭС, формирование мощных евразийских компаний наряду с созданием евразийских промышленных кластеров. По словам Мясниковича, в рамках этих приоритетов инвестиции в основной капитал в блоке составляют около 17-18% от среднего национального ВВП и должны быть удвоены.

Удвоение инвестиций в основной капитал в странах ЕАЭС считается возможным в рамках совместных инвестиций (межгосударственных и коммерческих/межстрановых). Их объем, в свою очередь, предопределяется масштабами проектов двусторонней и многосторонней интеграции/сотрудничества. В настоящее время такая модель практикуется, например, в странах Бенилюкса, АСЕАН, Экономическом сообществе Южной и Восточной Африки, Карибском сообществе.

Мясникович также отметил положительный рост торговых отношений не только в рамках Евразийского союза, но и ЕАЭС с другими странами, в том числе не входящими в Союз, но участвующими в БРИКС. В 2015-2022 годах объем взаимной торговли между странами Союза увеличился в 1,8 раза, а ЕАЭС с третьими странами — в 1,7 раза.

Адылбек Касымалиев, вице-премьер-министр Кыргызстана, согласился с этим мнением, как и другие участники форума, и выделил создание соглашений о свободной торговле (ССТ) ЕАЭС с другими странами как наиболее важный стимул для тенденций международной интеграции. После введения Западом санкционного давления на Россию и Беларусь, ЕАЭС сегодня представляет значительный интерес для многих крупных зарубежных экономик: в том числе Объединенных Арабских Эмиратов, Египта, Индии и Индонезии.

Соответственно, формирование ЗСТ с этими и другими странами, по мнению Касымалиева, и придаст мощный импульс большому евразийскому пространству. В создании ЗСТ с ЕАЭС также заинтересованы Таиланд, Чили, Никарагуа, Монголия, Куба, Алжир и Эфиопия.

Белорусский вице-премьер Игорь Петришенко высказался за выработку механизмов и направлений именно межблокового политического и экономического партнерства ЕАЭС, СНГ, ШОС и БРИКС, заявив о целесообразности использования сильных сторон и накопленного опыта каждого интегрированного объединения. Характер партнерства, по мнению Петришенко, необходим также для предотвращения экономической дискриминации стран и их блоков со стороны Запада.

В результате, совместными усилиями группа сможет укрепить связи между каждым из объединений, что, в свою очередь, будет способствовать формированию справедливого и многополярного миропорядка, основанного на взаимовыгодном и равноправном сотрудничестве.

Позиция генерального секретаря ШОС Чжан Мина рассматривалась как максимально близкая к этим оценкам. В ходе переговоров на полях Диалога интеграций Мясникович и Чжан определили взаимное финансовое сотрудничество как один из основных секторов интеграции ЕАЭС и ШОС. По словам Мясниковича, «нам необходимо обеспечить синхронизацию платежных и расчетных инфраструктур ЕАЭС и ШОС на основе использования национальных валют. Мы представим наши предложения в ближайшее время». Чжан поддержал эту инициативу, что означает, что Пекин поддерживает ее.

Примечательно также, что Диалог интеграций сопровождался заседанием Экономического совета СНГ. Принятые на нем решения отражали рекомендации, высказанные в ходе форума. К следующему заседанию Экономического совета СНГ в июне будет подготовлен проект Плана действий по дальнейшей реализации Меморандума (2005) о взаимопонимании между Исполнительным комитетом СНГ и Секретариатом ШОС.

Кроме того, был одобрен проект Протокола о внесении изменений (корректировок) в Соглашение Содружества о правилах определения страны происхождения товаров в СНГ. Статус головного центра инновационного сотрудничества в СНГ до 2030 года присвоен АО «Фонд науки Казахстана». Межправительственному совету СНГ по агропромышленному комплексу поручено подготовить к очередному заседанию ЭК предложения по дальнейшему развитию взаимодействия стран СНГ в укреплении национальной и коллективной продовольственной безопасности, развитии общих рынков сельскохозяйственной продукции.

Это свидетельствует о том, что Диалог интеграций постепенно приобретает очертания самостоятельного межблокового политического и экономического партнерства — и, вполне вероятно, является той платформой, на которой председатель КНР Си Цзиньпин заявил «грядут большие перемены» по итогам своих недавних встреч с президентом России Путиным.